Cобрание октябрь 2012


Родительское собрание
«Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения»
№1
Цель:
Помощь учащимся 9-х классов в выборе профиля обучения в старшей
школе.
Задачи:
1. Дать родителям информацию о профильном обучении в старшей школе
и предпрофильной подготовке в 9-м классе.
2. Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в во-
просах первичного профессионального самоопределения.
3. Дать родителям информацию о возможных путях получения об-
разования их детьми после окончания 9-го класса.
4. Разное.
Предварительная подготовка
А) Анкетирование учащихся по следующим вопросам:
1. После окончания 9-го класса (подчеркни):
- ты продолжишь обучение в школе;
- пойдешь учиться в какой-либо колледж;
- пойдешь работать;
- еще не решил.
2. Выбрал ли ты уже профессию?
3. С кем ты, прежде всего, посоветуешься при выборе профиля обучения?
- с сотрудниками школы (учителем, классным руководителем, школьным
психологом);
- с родителями;
- с друзьями;
- сам все решу.
Б) Подготовка (тиражирование) анкеты для родителей, которая, предлага-
ется им на собрании:
1.Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?
2.Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования
(учеба в I0-II-х классах, колледже, другие варианты)
3. Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное
профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обуче-
ния)?
4. Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности
вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших
возможностей)?
5. Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребо-
ваны на рынке труда?
Ход собрания
1. Анкетирование родителей.
Классный руководитель предложил родителям ответить на вопросы не-
большой анкеты (ее бланки заранее подготовлены классным руководителем).
Возможные варианты ответов - «да», «нет».
Обсуждение результатов анкетирования.
2. Информация для родителей «Что такое профильное обучение и
предпрофильная подroтовка».
По решению Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р об одоб-
рении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профиль-
ное обучение.
Учащиеся 10-11-х классов могут выбирать профиль обучения, т. е. изучать
актуальные для себя предметы в большем объеме, а предметы, которые не
пригодятся им в их будущей профессии, изучать в меньшем объеме.
Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в
9-м классе, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся
осознанно выбрать профиль обучения, т. е. по сути совершить первичное про-
фессиональное самоопределение от этого, выбора в немалой степени зависит и
успешность обучения учащихся в старших классах, и их подготовка к следую-
щей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятель-
ности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудно-
стей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что обще-
ство в будущем получит хорошего профессионала.
Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к
профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному
и социальному самоопределению.
Предпрофильная подготовка - это подготовка и ориентация не только в
отношении выбора «профиля вообще», но в отношении конкретного места и
формы продолжения образования.
Если профильная школа характеризуется разнообразием «обра-
зовательных траекторий», то предпрофильная подготовка, посуществу, пред-
лагает лишь специальные курсы по 18-20 часов (по выбору учащихся). Эти
предпрофильные курсы выросли из давно забытых факультативных курсов, ко-
торые помогали школьникам углубить или расширить знания по тем или иным
предметам.
Родителям, нужно помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в
школе, какие из них нужно посещать, в какой очередности.
Школа в плане работы предусматривает информационную работу с уча-
щимися: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения обра-
зования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных про-
грамм, условий приема, посещение дней открытых дверей и др., а также меро-
приятия профориентационного характера (классные часы, занятия с психоло-
гом, психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирова-
ние девятиклассников).
Родители должны быть в курсе происходящих в школе событий, интересо-
ваться у ребенка, какие мероприятия профориентационного характера прово-
дятся в школе, обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы,
предлагать свою помощь при принятии важных решений.
3. Обсуждение результатов анкетирования учащихся.
Классный руководитель рассказала родителям об обобщенных результатах
анкетирования учащихся:
- какие пути продолжения получения образования выбрали учащиеся:
- сколько из них планируют учиться в школе,
- сколько в колледже,
- сколько решили пойти работать;
- сколько человек уже выбрали конкретную профессию;
- кто является главным советчиком для детей при выборе профессии.
4. Информация для родителей «Как помочь ребенку пра-
вильно выбрать будущую профессию».
В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склон-
ности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает
лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто,
опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий
профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказы-
вает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное
изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с
целью уточнения профессионального выбора.
Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее сущест-
венное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образо-
вания, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может по-
казаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального
самоопределения молодых людей.
Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, поже-
лания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.
Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в со-
временной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высше-
му образованию; Многие родители понимают, что получение молодым челове-
ком ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает в
дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам, В
развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов
практически детерминируется учебой, прохождением через формальные орга-
низации института образования.
Престижность высшего образования; независимо от форм его по-
лучения, в глазах россиян достаточно высока. Более 70% принявших
участие в опросе по интернету - Monitoring.rи (опрос проводился в мае
2001 г. в семи федеральных округах России, объем выборки - 1600 рес-
пондентов, среди них как городские жители, так и сельские) считают,
что их дети должны получить высшее образование. Был также проведен
опрос и жителей Воронежа. Среди воронежцев относительное число же-
лающих своим детям высшего образования оказалось выше - 88%. Сре-
ди горожан с хорошим материальным положением число сторонников та-
кой позиции достигает 92%.
Стоит отметить новую, интересную тенденцию в получении образо-
вания учащимся, родители которых имеют высокий достаток и занима-
ются самостоятельным бизнесом. Здесь начинает работать новая схема:
после школы - в бизнес, лишь потом (или параллельно с этим) - в то об-
разовательное учреждение, которое принесет наибольшую пользу для
профессионального роста (не обязательно в вуз).
Данный, достаточно прагматичный, подход к образованию вообще,
высшему - в частности, у людей, имеющих высокий материальный доста-
ток, можно признать в определенной степени прогрессивным. Более того
именно этот социальный слой оказывается потенциальным союзником
модернизации общего образования: он настроен на переход от «школы
наукою» к «школе жизни», когда вместо ориентации учащихся на полу-
чение определенного набора знаний для поступления в вуз на первое
место выходит п6дготовка их к практической жизни в современном об-
ществе.
Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способ-
ности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения
профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения
начального профессионального образования как вполне реального и
эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после
окончания основной школы.
При выборе профессии необходимо также иметь информацию о пер-
спективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в на-
стоящее время профессиях и специальностях.
Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального
самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особен-
ностей для многих подростков мнение сверстников становится более
значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся
выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со
своими друзьями». Подростки выбирают углубленное изучение тех или
иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое рас-
писание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же
вуз и т. п.
Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учи-
тывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на
решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько та-
кое влияние является положительным. В любом случае обсуждение ре-
шения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться
очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.
5. Подведение итогов.
Классный руководитель в заключительном слове говорила о важ-
ности обсуждаемой проблемы, о том, что ее обсуждение не закончено,
впереди еще целый учебный год. Классный руководитель предложил ро-
дителям обращаться за помощью и к нему, и к учителям-предметникам.
6. Разное.
1. Выбран родительский комитет в составе.
2. Рассмотрен вопрос об выпускных экзаменах, а, следовательно, и
об успеваемости учащихся, о пропусках на этот учебный год.
3. Рассмотрены вопросы о питании, о внешнем виде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий