Собрание ноябрь 2012

Родительское собрание
«Перспективные профессии и ориентации учащихся»
9 класс
Цель
Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.
Задачи
1. Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся.
2. Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.
3. Показать, какие профессии являются перспективными в современном
российском обществе.
Предварительная подготовка
А) Методика «Мои ценности» (изучение ценностей учащихся класса).
Инструкция для учащuxся
На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо.
Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то
кажется очень значимым, например, иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то -
уверенность в себе, хорошую работу и т. д. Это совершенно нормально. К тому же многие
ценности взаимосвязаны.
Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое
значение.
Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши то, что для тебя
наиболее ценно в жизни (и сейчас, и в будущем).
Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая
ценность. И так далее.
В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое
важное, а в конце наименее важное.
Список ценностей
1. Хорошее образование.
2. Хорошая работа и карьера.
3. Счастливая семья.
4. Слава.
5. Деньги, богатство.
6. Дружба.
7. Достижения в искусстве, музыке, спорте.
8. Уважение и восхищение окружающих.
9. Наука как познание нового.
10. Хорошее здоровье.
11. Уверенность в себе и самоуважение. 1
12. Хорошая пища.
13. Красивая одежда, ювелирные украшения.
14. Власть или положение.
15. Хороший дом, квартира.
16. Сохранение жизни и природы на Земле.
17. Счастье близких людей.
18. Благополучие государства.
Обработать этот небольшой массив данных можно с помощью таблицы.
Номер
ценности
Сумма номеров
Ценности
в ответах
детей
(ранг)
Хорошее
образование
1,5,4 ...
Хорошая работа и
карьера
4,2,12 ...
Счастливая семья 7,1,1 ... .
.. .
Графу «Ценности» составляет список, с которым работали дети. В графу «Номер
ценности в ответах детей» вносятся те номера (места), на которые поставили эти ценности
подростки в своих ответах. Если, например, в этой методике принимали участие 20
учащихся, то напротив каждой ценности должно стоять 20 разных номеров.
Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой
ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для
подростков вашего класса (группы).
Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей,
поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеров (в ответах
подростков эта ценность занимала первые места). На второе место ту, которая имеет
следующее наименьшее значение. И так далее. На последнем месте, естественно, будет
ценность с наибольшей суммой номеров. Это значит, что ребята ставили ее в своих выборах
на последние места.
Б) Методика «Престижные профессии».
Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:
1. Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии, это ...
2. В будущем я, наверное, получу профессию ... , потому что ...
Присутствовали: Осипова Л.И., Газизова Р.И., Гогокина Г.П., Лустина Т.П.,
Молянова Т.Н., Николаева Р.Н., Егорчева Н.Н., Ильина И.М., Рамзаева Н.М.
Ход собрания
I. Водное слово классного руководителя.
Сегодняшнее собрание посвящено такой проблеме: наши дети-подростки уже имеют
какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они
понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и
образование.
Однако учащиеся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем
будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся
им для достижения успеха. Впрочем, эти вопросы настолько сложны, что и немногие
взрослые знают на них ответы.
Но, прежде всего мы предоставим слово нашим учителям русского языка и
литературы Гогокиной Н.С. и математики Богдановой Н.С. Потому, что в первую
очередь важно успешно сдать выпускные экзамены.
В выступлениях говорилось об успеваемости учащихся, о том, как правильно
подготовиться к выпускным экзаменам и в какой форме будут они проходить в этом
году. В 2006-2007 уч.г. для учеников 9 класса вводится новая форма проведения
аттестации – по темам (ВНИМАНИЕ!!! ЭТО НЕ ЕГЭ). Обязательные предметы – русский
язык и математика. Предметы по выбору, которые могут сдаваться по тестам –
обществознание и биология. Тестовые задания разрабатываются в Рособнадзоре и
будут направлятся в ОУ в закрытом виде. Ученики пишут тесты в своем учреждении.
Подробно будет изложено в приказе МОиНСО (конце января – начало февраля). Для
подготовки учеников предложено использовать «Сборник тестовых заданий для
тематического и итогового контроля» 9 класс. Издательство «Интеллект – центр»,
2006г. Тесты разработаны лабораторией аттестационных технологий (русский язык,
математика, обществознание, биология и др). Учителя – предметники Богданова Н.Е.,
учитель математики, и Гогокина Н.С., учитель русского языка и литературы, особое
внимание просили уделить на выполнение домашних работ учащихся. По математике
– это решение заданий, заучивание иприменение правил. По русскому языку и
литературе – изучение правил и чтение художественной литературы.
II. Анализ результатов методики «Мои ценности».
Реальные жизненные ценности - основа воспитания, без их тщательного
изучения и знания невозможно воспитывать молодежь. Но они только опора и основа
для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью,
найти позитивный смысл в этой жизни, дать толчок к духовному саморазвитию.
Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего
класса.
III. Информация для родителей «Качества профессионала и
современная социальная ситуация».
В процессе профессионального самоопределения необходимо ocoбое внимание
обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы,
самостоятелыюсти, ответственности, и самое главное - повышать мотивацию
достижения, воспитывая доверие к себе.
Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают
такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения
взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, щлишняя эмоциональность.
Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению
необходимо формировать у подростков такие качества личности, как коммуникативность,
дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Также желательно, чтобы подростки
приобретали опыт профессиональной деятельности.
Многие педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профессиональной
ориентации молодежи (Поляков В.А., Чистякова С.Н., 1993, Митина Л.М., 1998, Пряжников
Н.С., 1996, Климов Е.А., 1996 и др.), подчеркивают необходимость подготовки в
современных, общественных условиях высококвалифицированных работников, способных
быстро приспоса6ливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом и
конкурентоспособностью.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его
интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица,
формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных); необходимость
переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой
жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той же
специальностью. Предстоитпостоянно совершенствоваться в профессии, психологически
готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую
активность уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя
141 156
88
384
244
147
402
341
451
234
334
387
455
420
287
386
220
384
0
50
100
150
200
250
300
350
400
450
500
хорошее образование
хорошая работа и карьера
счастливая семья
слава
деньги и богатство
дружба
достижения в искусстве, музыке,
спорте
уважение и восхищение окружающих
нука как познание нового
хорошее здоровье
уверенность в себе и самоуважение
хорошая пища
красивая одежда, ювелирные
украшения
власть или положение
хороший дом, квартира
сохранение жизни и природы на
Земле
счастье близких людей
благополучие государства
функции «свободного носителя» социальных услуг.
Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной
ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе
профессии:
- динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессиЙ.
Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают»,
либо меняются до неузнаваемости;
- смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку
нужно стремиться к овладению не одной какой- либо профессий, а несколькими смежными
профессиями.
Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к
тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой
жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься
самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного про-
фессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности
в самоuзменениu.
IV. Анализ результатов методики «Престижные профессии»
V. Информация для родителей «Перспективные профессии и
современная социальная ситуация» Большинство подростков хотят иметь
интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это - не знают.
Им явно не хватает информации о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с
их долговременными ориентациями и жизненными целями.
Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся
ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высший уровень
профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по
профессиональным сферам получается следующим: 1) Финансово-экономическая
деятельность; 2) юридическая, правоведческая; 3) культура, наука, образование,
здравоохранение; 4)архитектура,дизайн,художественноетворчество; 5) торговля,
коммерция; 6) государственное управление; 7) инженернотехническая деятельность; 8)
промышленное производство.
Как видно, доминирующие профессиональные приоритеты молодежи связаны, в первую
очередь, с финансово-экономической и правовой сферами деятельности.
Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками
спроса на специалистов сферы промышленного производства. Так, среди специалистов резко
возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение.
3 3 3
1 1
2
1 1 1 1 1 1
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3,5
нет ответа
шофер
автомеханик
машинист
милиционер
психолог
банкир
муз.рук
юрист
программист
парикмахер
футболист
Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на
руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более
востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции
промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям.
Экономист, юрист - знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в
общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение
рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих ваканqий
(спроса) и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. В
последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать
предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого
становится все большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в
названных областях деятельности, что минимизирует реальные возможности их
трудоустройства по имеющейся профессии.
Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональным
выбором учащихся и современными потребностями рынка труда необходимо
переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого
профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на более реалистичные, пользующиеся
спросом профессии; а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер,
руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и др.
Как видим, выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться
обучение, часто делается выпускниками средних школ, исходя из идеальных представлений
о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда,
информация о которой к настоящему времени стала широко доступной в большинстве
городов страны.
VI. Заключительное слово классного руководителя.
В современных общественных условиях необходимо готовить
высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными
специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда,
обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься
qамообразованием и самовоспитанием.
Родителям желательно обратить внимание на развитие личности подростка в целом. При
этом нужно опираться на ценности современных подростков: иметь счастливую семью,
хорошее образование и хорошую работу, позволяющую обладать в будущем материальным
достатком, а также дающую личности возможность для самоутверждения и самовыражения.
Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее
образование, развить необходимые качества личности. Родители и педагоги получают при
этом возможность позитивного влияния на развивающуюся личность подростка: помогают
подростку в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора
профессии, и с точки зрения развития личности в целом.
Исключительно важно формировать у учащихся: во-первых, гражданские и
нравственные ценности, во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно
ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и
по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения.
Особое внимание нужно обращать на формирование у старших подростков качеств
инициативы, самостоятельности, ответственности, коммуникативности,
дисциплинированности, эмоциональнойустойчивости, заинтересованности и потребности в
самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий и к
переквалификации и самое главное - повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие
к себе. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной
деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий